Социальные нормы и ассоциальное поведение.

21.06.2022

Социальные нормы и асоциальное поведение.

 

     Асоциальное поведение – поведение, нарушающее социальные нормы (уголовные, административные, семейные) и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и общества в целом. Получается, что речь идет о нарушении правовых и нравственных норм, но ловушка заключается в том, что правовые нормы, даже если они и нарушаются, всегда четко прописаны и в каждом государстве существует единая система правовых норм. Нравственные нормы не писаны, а подразумеваются, они закреплены в традициях, обычаях, религии. То есть существует веер представлений о нравственных нормах, и их может быть столько, сколько носителей этих представлений. Похоже обстоит дело и с понятиями мораль – нравственность и асоциальное поведение. Все их знают, употребляют, но четкой разницы между ними невозможно найти ни в одной работе по этике, не говоря уже о том, что сами эти понятия также не имеют ясных определений. Мораль – это некое совмещение «Я» и «Ты», возможность диалога, единства. Общество обособляет, а мораль выступает своеобразной компенсацией за отчуждение. Это ценность, которая для каждого из нас имеет свою важность.

 

Причины асоциального поведения.

     

     Причины девиантного или асоциального поведения детей и подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, но является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека.

     Среди причин асоциального поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между негативными последствиями и характером поведения ребенка.

Три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

     Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

     Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

     Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение).

Особенности семьи. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям детей. Ребенок в таких ситуациях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Встречаются случаи развратных действий и сексуального насилия по отношению к детям. Возможны побеги из дома, вхождение в преступные группы, систематическое употребление спиртного и наркотиков.

          Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияет на будущий характер и судьбу детей.

     Немаловажной проблемой в семейном воспитании является отчуждение между родителями и ребенком, которое приводит к тому, что ребенок, будучи безнадзорным, уходит на улицу, подвержен влиянию таких же сверстников. Так происходит и при сверхзанятости родителей, когда на ребенка и его воспитание просто не хватает времени.

     В некоторых семьях наблюдается неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями.

     Социальные причины. Многочисленные статистические исследования показывают, что дети из низших социальных слоев более подвержены школьным неудачам. Бедность, плохие бытовые условия мешают развивать детям свои интеллектуальные возможности, сказывается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми, что приняты в школе; доминируют установки соответствующего социального класса.

     С другой стороны, позиция родителей в отношении школы, интерес, который они испытывают к образованию своих детей, играет основополагающую роль в мотивах, побуждающих ребенка хорошо работать в классе.

     Психологические причины. Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки ребенка, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения, степень стабильности семейного очага, через которые он уже прошел. Часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада самого подростка, зависимого от его отношений с родителями. Чувство уверенности, которое ребенок получает в семье, вероятно, одна из лучших гарантий школьных успехов.

 

Виды асоциального поведения.

 

     Виды девиантного или асоциального поведения проявляются во вредных привычках, пагубность которых подростки не осознают.

     Одна из распространенных вредных привычек у подростков - курение. К нему они приобщаются из-за стремления подражать (считать себя) взрослым. Опасаясь родителей, подросток начинает курить тайком в компании сверстников. Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников. Эмоциональный фон, попутные беседы на запретные темы способствует закреплению привычки, хотя на начальном этапе вызывает неприятные ощущения (кашель, головокружение, тошноту).

     По мере закрепления привычки подростки уже не скрываются от родителей, курят в их присутствии, несмотря на запрет. В этом проявляется их стремление освободиться от опеки и контроля со стороны старших. Постепенно вредная привычка превращается в пристрастие. Скоро перерыв в курении вызывает психический дискомфорт, внутреннюю неудовлетворенность, может появляться чувство необоснованной тревоги. Выносливость к никотину повышается, подросток может выкуривать до пачки сигарет в день. Это чревато негативными последствиями: появляются бронхиты, изжога, гастрит, изменения пульса, колебания артериального давления, расстройства центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности.

Алкоголизм. Это болезнь, которая возникает на основе неумеренного употребления алкоголя, проявляется патологической зависимостью от него и другими характерными психическими, соматическими и неврологическими расстройствами. Понятие «алкоголизм» включает в себя медицинский и социальный аспекты. Социальный проявляется в духовном, материальном и биологическом вреде, который наносит неумеренное употребление алкоголя как индивидууму, так и всему обществу. Медицинский аспект отражает патологические изменения в организме, непосредственно вызываемые хронической алкогольной интоксикацией и ее последствиями.

     Алкоголизму предшествует пьянство - антиобщественная форма поведения, предтеча болезни, почва, на которой она развивается.

     Выделяют несколько степеней пьянства у подростков: эпизодическое редкое (5-6 раз в год), эпизодическое частое и систематическое. В последние десятилетия пьянство все шире распространяется среди подростков и юношей. Многие из них рассматривают пиво и вино как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как проявление мужественности и независимости.

     Наркомания. В научной литературе понятие наркотизм понимается как разновидность девиантного поведения, выражающаяся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических средств. Наркотизм характеризуется степенью распространенности употребления наркотиков, их ассортиментом и наличием социальных проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками или токсическими веществами.

     В наше время наркомания стала не просто международной, а мировой проблемой. Конечно, в каждой стране она имеет свою специфику, причины и особенности. Но нелепо игнорировать тенденции глобального характера. Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях (во время религиозных обрядов, для восстановления сил, изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений).

     Очевидно, наркотики, как и алкоголь, выполняют вполне определенные социальные и психологические функции. С их помощью снимается или ослабляется физическая боль, преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги, усталость и др. Большинство людей, с удовольствием употребляющие крепкий кофе или чай, не задумываются над тем, что они принимают наркотизирующее средство (теин или кофеин). Коллективный, совместный прием наркотических средств помогает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности. Это и знаменитая «трубка мира», и наши привычные «перекуры» (потребление никотина), и восточные курилки, и даже китайские «чайные церемонии». Именно поэтому совместный прием алкоголя и наркосодержащих средств часто имеет ритуальный характер. В некоторых культурах (субкультурах) потребление наркотиков служит показателем определенного социального статуса (престижное потребление). Обращение к наркотикам может выполнять и протестные функции.

Побеги из дома и бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры - это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. По Р. Мертону, аутсайдерство - это разновидность ретритистского поведения, которое выступает результатом двойного конфликта - неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета. Поэтому индивид дистанцируется от конкретного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.Хочу такой сайт

     У подростков повторяющиеся уходы из дома, иногда многодневное бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет (чаще 7-13 лет). Начиная с 14-15 лет уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются.

Азартные игры. Ими увлекаются, прежде всего, подростки, развитие которых классифицировать как неблагополучное. В известном смысле само увлечение азартными играми может служить признаком личного неблагополучия, и поэтому оно не должно оставаться без внимания педагогов и родителей. Такое увлечение присуще тем подросткам, которые не могут самоутвердиться в других видах деятельности.

Граффити относятся к девиантному поведению. По сравнению с другими видами вандализма и насильственными преступлениями граффити представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные его проявления, но от них недалеко и до других антиобщественных действий.

                         

«Подростковая наркомания и ответственность за хранение, потребление наркотиков»

Причиной выделения в российском Уголовном кодексе ответственности несовершеннолетних за наркотики в самостоятельный раздел стали социально-психологические особенности совершающих преступления подростков в возрасте 14-18 лет.

Ответственность несовершеннолетних за наркотики

Уголовная ответственность несовершеннолетних за наркотики, согласно общему правилу, наступает по достижению ими возраста 16 лет. Но в некоторых случаях могут быть привлечены к уголовной ответственности подростки с 14 лет (ст.20 УК, ч.2). В законе четко изложено, за какие преступления и с какого возраста наступает ответственность. Например, за незаконное изготовление, хранение, приобретение, перевозку и сбыт психотропных или наркотических средств уголовное дело на правонарушителя может быть заведено только если ему уже исполнилось 16 лет (ст.228 УК), но за вымогательство или хищение наркотиков ответственность наступает с 14-летнего возраста (ст. 229).

Статья за распространение наркотиков несовершеннолетними

Статьи 228 и 229 предусматривают ответственность за преступления, отличительным признаком которых является предмет посягательства: психотропные и наркотикосодержащие вещества. Существует определение, какие средства относятся к разряду запрещенных, изготовление, хранение и другие манипуляции с которыми преследуются в предусмотренном законом порядке.

Психотропные вещества характеризуются мощным депрессивным или стимулирующим воздействием на ЦНС, бывают природного и синтетического происхождения. Под понятием «наркотические средства» объединяют некоторые лекарственные препараты и особые вещества, полученные из растений или синтетическим путем, специфичным действием которых является стимулирование, угнетение или возбуждение нервной системы. Следствием их потребления становится наркотическая зависимость, приводящая к физической и нравственной деградации личности. Незаконный оборот наркотиков несовершеннолетними преследуется в России в уголовном порядке.

Хранение наркотиков несовершеннолетними

Ответственность за хранение наркотиков несовершеннолетними наступает с 16-летнего возраста. Незаконное приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта в крупном размере влечет за собой, в соответствии со статьей 228 УК, наказание в виде штрафа до 40 тысяч рублей, лишения свободы до 3 лет или исправительных работ до 2 лет. За те же деяния в особо крупном размере грозит лишение свободы на срок от 3 до 10 лет со штрафом до 500 тысяч рублей или без такового.

Лицо, виновное в хранении или приобретении наркотиков, освобождается от наказания, если добровольно сдаст наркотические средства и будет содействовать правоохранительным органам в раскрытии преступления. Не считается добровольной сдачей изъятие наркотиков в процессе задержания или следствия.

Под незаконным хранением понимают фактическое обладание психотропными или наркотическими средствами лицом, не имеющим на это законных оснований, вне зависимости от места и продолжительности хранения.

Крупный размер наркотического средства — превышающий в 10 и более раз среднюю разовую дозу. Особо крупный размер — превышающий среднюю дозу в 50 и более раз. Утверждение размеров средних разовых доз наркотика осуществляется Правительством РФ.

Распространение наркотиков несовершеннолетним

Распространение наркотиков несовершеннолетним — преступление, попадающее под действие Уголовного кодекса РФ. Незаконное приобретение, хранение, изготовление, пересылка и перевозка наркотических средств с целью сбыта наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет. Те же деяния совершенные в крупном размере, неоднократно или по предварительному сговору группой лиц наказываются лишением свободы на срок 8-15 лет. За сбыт наркотиков несовершеннолетними предусмотрена ответственность с 16 лет.

Незаконное приобретение наркотика — его покупка либо получение во владение другим способом — обмен, получение в дар, в долг, в уплату долга, присвоение найденного и т. д. К незаконному приобретению наркотических средств относится также сбор наркотикосодержащих растений и их частей или остатков посевов после их уборки на неохраняемых территориях.

Незаконным сбытом называют распространение путем продажи, дарения, дачи взаймы или уплаты долга и пр. Транспортировка наркотика с одного места на другое может осуществляться путем перевозки любым видом транспорта или пересылки — по почте, багажом, с помощью животных или птиц. Ответственность за транспортировку наступает независимо от того, является ли лицо владельцем наркотического средства либо получило его на временное хранение. Переноску наркотиков принято рассматривать как разновидность хранения.

   

Употребление наркотиков несовершеннолетними

Употребление наркотиков несовершеннолетними ведет к административной ответственности в соответствии с российским законодательством. Ст. 6.9 и 20.20 КРФобАП предусматривают ответственность за употребление наркотических и психотропных средств без назначения врача. По этой же статье наступает ответственность за употребление других опасных или потенциально опасных одурманивающих веществ, оказывающих разрушительное воздействие на центральную нервную систему. Виновному лицу старше 16 лет грозит административный арест на 15 суток или штраф в размере 4-5 тысяч рублей. Если виновным в употреблении наркотиков оказалось несовершеннолетнее лицо, которому не исполнилось 16 лет, то по закону отвечают его родители или заменяющие их лица. Статья 20.22 КоАП РФ предусматривает штраф родителей в размере 1500-2000 рублей. По факту употребления наркотиков несовершеннолетним возбуждается уголовное дело с цель установить, кто продал наркотики ребенку.

В целях своевременного обнаружения факта употребления наркотиков детьми, родители и учителя должны знать признаки наркотического опьянения подростка. К ним относятся:

  • внешний вид и поведение, напоминающие алкогольное опьянение при отсутствии запаха алкоголя;
  • не соответствующее ситуации беспричинное веселье, болтливость, агрессивность и другие эмоции, свидетельствующие об изменении сознания;
  • изменение речи, ее ускорение или, наоборот, замедление, невнятность произносимых звуков;
  • расширенные или суженные зрачки, мутный взгляд;
  • бледность кожных покровов;
  • сухость во рту или обильное слюноотделение;
  • вялость, расслабленность, замедленные движения или повышенная двигательная активность с избыточной жестикуляцией;
  • нарушение координации движений.

О приеме наркотиков могут свидетельствовать частая смена настроения, повышенная раздражительность, депрессивные состояния, а также участившиеся прогулы занятий, случаи лжи, краж и прочие несвойственные ранее для ребенка поступки.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.07.2022

Дата обновления: 05.07.2022

Дата публикации: 21.06.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».