Реабилитация подростков.

29.01.2022

 МАТЕРИАЛ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности в обществе серьезно обозначили проблемы социальной дезадаптации детей и подростков в системе общественных отношений.

Давно подсчитано, что предупреждением правонарушений несовершеннолетних на конкретном территориальном уровне непосредственно занимаются 40 различных государственных органов, учреждений, предприятий, общественных формирований; отдельные должностные лица и граждане. Столь впечатляющие показатели численности участников воспитательно-профилактической деятельности на первый взгляд дают основание предполагать ее высокую обеспеченность необходимым потенциалом. Однако отсутствие сколько-нибудь заметных сдвигов в состоянии и динамике правонарушений заставляет не спешить с таким выводом. Непрерывный рост подростковой преступности тревожит родителей, педагогов, юристов, общественность. Необходимо искать выход из создавшегося положения. Вот почему социальная профилактика этого явления занимает ведущее место в деятельности нашей школы. И особое внимание в профилактической работе мы уделяем формированию правовой культуры подростков, многие из которых, достигнув 14-летия, еще не осознали всю серьезность своей юридической и правовой ответственности в структуре общественных отношений.

Правовое воспитание воздействует не только на сознание, но и определяет формы поведения людей. Поведение человека в нормальных условиях совершается на основе сознательно принимаемых решений, поэтому от общего уровня человеческой культуры, от индивидуальных особенностей интеллектуального и эмоционального развития личности в решающей степени зависит и выбор поведения. Сознание индивида формируется в процессе активной социальной деятельности, что позволяет говорить о едином понимании культуры сознания и поведения, культуры человеческих отношений.

Необходимость ведения в школе работы по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних связана с ухудшением криминогенной обстановки среди несовершеннолетних в городе, омоложением возраста правонарушителей, незанятостью значительного числа подростков, увеличением числа несовершеннолетних употребляющих алкоголь, токсические вещества и наркотики, социальной нестабильностью ситуаций во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться.

Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд следующих неблагополучных факторов, их определяющих:

·         социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);

·         медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);

·         ·социально-демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);

·         социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

·         ·криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).

 

 

 

Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве в своем означает возникновение социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.

Приоритетной задачей в деятельности образовательного учреждения становится организация комплексной профилактической работы во всех основных сферах жизнедеятельности детей и подростков, выстроенная в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ УЧАЩИМИСЯ СОШ №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Овал: Организация
досуговой
деятельности

 

Спортивные секции

 

Кружки

 

 

Проведение вечеров, дискотек

 

Посещение библиотеки, кино, театра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Хочу такой сайт

 

 

 

 

Овал: Работа с родителями

Посещение на дому совместно с инспектором ПДН, соц. педагогами ЦВР

 
                         

Организация

правового

всеобуча

 

Проведение родительских собраний, лекции

(психолого-

педагогический всеобуч)

 

Изучение Конвенции

ООН о правах

ребенка

 

Работа по выполнению прав  и обязанностей учащихся школы

 

Беседы с инспекторами ПДН

 

 

Встречи с юристом

 
Овал: Правовой
всеобуч

Проведение тренинговых занятий с детьми девиантного поведения

 

 

Психолого-

педагогический всеобуч – курс лекций

 

Социально-педагогическая помощь учителю в работе с детьми

 
Овал: Социально-пси-
хологическая
служба

 

Следует на всех этапах школьного обучения и воспитания проводить профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности, начиная с начального звена обучения. Данная работа включает взаимодействие узких специалистов, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, родителей, а также системное взаимодействие школы с городскими внешними организациями и учреждениями.

 

 

В нашей школе разработана программа «Комфортная школа»,  по профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, рассчитана на 5 лет (2008-2012г.)_

 

Цель программы. Профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

Задачи программы.

·         Внедрение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности направленного на правовое просвещение учащихся.

·         Повышение уровня информированности учащихся, педагогов и родителей о законодательной базе, нормативно-правовых документах федерального, регионального, муниципального уровней.

·         Защита прав и законных интересов детей и подростков.

·         Снижение подростковой преступности.

·         Предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

·         Осуществление индивидуального подхода к исправлению девиантных форм поведения несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей.

·         Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.

·         Координация деятельности и создание механизма взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

·         Выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

·         Создание условий для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением.

·                  Выявление внутреннего потенциала, интересов и склонностей детей «группы риска», уровня сформированности их нравственных качеств, духовной культуры, гражданской позиции.

·         Формирование и коррекция гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры учащихся.

·         Создание условий для успешной самореализации личности ребенка и повышения его самооценки.

·                  -Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы.

·         -Создание условий для вовлечения детей группы «риска» в общественно полезную деятельность, воспитание навыков неконфликтного поведения и общения.

·         Обеспечение педагогической поддержки учащимся в деятельности по самопознанию и самостроительству своей личности.

·         Оказание социально-психологической помощи детям в решении наиболее актуальных и сложных проблем в их жизнедеятельности.

·         Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни школьников и формированию у них негативного отношения к вредным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств.

·         Воспитание культуры половых отношений;

·         -Обеспечение координации усилий всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

 

 

Целевые группы:

·         педагоги;

·         родители;

·         учащиеся начальной школы;

·         §учащиеся средней школы;

·         учащиеся старшей школы.

Основные принципы, на которых основывается программа.

1.  Принцип ориентированности на целевую и возрастную группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой (родители, педагоги, дети) или возрастной (учащиеся начальной, средней или старшей школы) группе он предназначается.

2.  Принцип доступности.

3.  Принцип непрерывности: мероприятия профилактического цикла проводятся ежегодно.

4.  Принцип конфиденциальности: информация о участниках программы, полученная в ходе реализации программы без разрешения не используется (то же касается продуктов деятельности участников)

 

5.  Принцип своевременности: означает стремление к более раннему выявлению семейного неблагополучия, предотвратить серьезные отклонения в жизни семьи и ребенка, не дать им перерасти в асоциальные, противоправные формы.

6.  Принцип гуманизма: который отражает направленность на достижение семейного благополучия, защиту прав и интересов ребенка, акцент на предупреждение.

Основные направления реализации программы.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

В соответствии с Федеральным законом № 120 от 21.03.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

Программа предусматривает объединение усилий всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведение мероприятий по нравственному воспитанию учащихся.

1.  Раннее выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

2.  Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3.  Трудоустройство и занятость несовершеннолетних.

4.  Расширение форм досуга детей и подростков с максимальным привлечением их к занятиям физической культурой и спортом.

5.  Работа по совершенствованию форм внеклассной и внешкольной работы.

6.  Привлечение общественности, трудовых коллективов к воздействию на родителей и/или/лиц, заменяющих их, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.

 

 

 

Ожидаемые результаты.

При выполнении комплекса мероприятий, направленных на правовое просвещение учащихся, проведении программных мероприятий по нравственному воспитанию учащихся, объединении усилий всех организаций, учреждений и служб, заинтересованных в решении проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, возможно:

·         создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди подростков;

·         обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

·         снижение уровня безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

·         развитие ответственности у родителей за воспитание, обучение и содержание несовершеннолетних детей;

·         частичное решение трудоустройства несовершеннолетних и временная занятость несовершеннолетних;

·         привлечение широких слоев детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни;

·         повышение эффективности социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками, совершившими противоправные действия.

Нормативная база подпрограммы.

Федеральный уровень: Семейный кодекс РФ, Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; Гражданский кодекс РФ с изм. на 23.12.2003 г.; Закон РФ «Об образовании»; Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 13.01.2001 № 1-ФЗ с изм. на 07.07.2003 г.; ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ с изм. на 10.07.2000 г.; Об экстренных мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности (Приказ МОРФ от 29.01.2002 г. № 237); «О принятии безотлагательных мер по возвращению несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, образовательных, иных детских учреждений» Письмо МО РФ от 06.11.2001 г. № 1313/28–5; О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков (письмо Минобразования России от 29.05.2003 г. № 03–51–102ин/22–03)).

Основные понятия:

·         несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

·         безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

·         беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

·         несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

·         антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

·         семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

·         индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

·         профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.07.2022

Дата обновления: 05.07.2022

Дата публикации: 29.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».