29.01.2022
МАТЕРИАЛ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Обострение кризисных процессов в экономике, нарастание социальной напряженности в обществе серьезно обозначили проблемы социальной дезадаптации детей и подростков в системе общественных отношений.
Давно подсчитано, что предупреждением правонарушений несовершеннолетних на конкретном территориальном уровне непосредственно занимаются 40 различных государственных органов, учреждений, предприятий, общественных формирований; отдельные должностные лица и граждане. Столь впечатляющие показатели численности участников воспитательно-профилактической деятельности на первый взгляд дают основание предполагать ее высокую обеспеченность необходимым потенциалом. Однако отсутствие сколько-нибудь заметных сдвигов в состоянии и динамике правонарушений заставляет не спешить с таким выводом. Непрерывный рост подростковой преступности тревожит родителей, педагогов, юристов, общественность. Необходимо искать выход из создавшегося положения. Вот почему социальная профилактика этого явления занимает ведущее место в деятельности нашей школы. И особое внимание в профилактической работе мы уделяем формированию правовой культуры подростков, многие из которых, достигнув 14-летия, еще не осознали всю серьезность своей юридической и правовой ответственности в структуре общественных отношений.
Правовое воспитание воздействует не только на сознание, но и определяет формы поведения людей. Поведение человека в нормальных условиях совершается на основе сознательно принимаемых решений, поэтому от общего уровня человеческой культуры, от индивидуальных особенностей интеллектуального и эмоционального развития личности в решающей степени зависит и выбор поведения. Сознание индивида формируется в процессе активной социальной деятельности, что позволяет говорить о едином понимании культуры сознания и поведения, культуры человеческих отношений.
Необходимость ведения в школе работы по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних связана с ухудшением криминогенной обстановки среди несовершеннолетних в городе, омоложением возраста правонарушителей, незанятостью значительного числа подростков, увеличением числа несовершеннолетних употребляющих алкоголь, токсические вещества и наркотики, социальной нестабильностью ситуаций во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться.
Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд следующих неблагополучных факторов, их определяющих:
· социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
· медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
· ·социально-демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
· социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
· ·криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве в своем означает возникновение социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
Приоритетной задачей в деятельности образовательного учреждения становится организация комплексной профилактической работы во всех основных сферах жизнедеятельности детей и подростков, выстроенная в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ УЧАЩИМИСЯ СОШ №8
|
|
|
|
|
Следует на всех этапах школьного обучения и воспитания проводить профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности, начиная с начального звена обучения. Данная работа включает взаимодействие узких специалистов, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, родителей, а также системное взаимодействие школы с городскими внешними организациями и учреждениями.
В нашей школе разработана программа «Комфортная школа», по профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних, рассчитана на 5 лет (2008-2012г.)_
Цель программы. Профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
Задачи программы.
· Внедрение комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности направленного на правовое просвещение учащихся.
· Повышение уровня информированности учащихся, педагогов и родителей о законодательной базе, нормативно-правовых документах федерального, регионального, муниципального уровней.
· Защита прав и законных интересов детей и подростков.
· Снижение подростковой преступности.
· Предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
·
Осуществление
индивидуального подхода к исправлению девиантных форм поведения
несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей
оставшихся без попечения родителей.
·
Социально-педагогическая
реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
·
Координация
деятельности и создание механизма взаимодействия органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
·
Выявление
и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и
антиобщественных действий.
·
Создание
условий для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и
реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением.
·
Выявление
внутреннего потенциала, интересов и склонностей детей «группы риска»,
уровня сформированности их нравственных качеств, духовной культуры, гражданской позиции.
·
Формирование и
коррекция гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры учащихся.
·
Создание условий для успешной самореализации
личности ребенка и повышения его самооценки.
·
-Формирование у детей положительной мотивации к
обучению и участию в делах класса и
школы.
·
-Создание условий для вовлечения детей группы
«риска» в общественно полезную
деятельность, воспитание навыков неконфликтного поведения и общения.
·
Обеспечение педагогической поддержки учащимся в
деятельности по самопознанию и
самостроительству своей личности.
·
Оказание
социально-психологической помощи детям в решении наиболее актуальных и сложных проблем в их
жизнедеятельности.
·
Осуществление
педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни школьников и формированию у них негативного
отношения к вредным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств.
·
Воспитание культуры
половых отношений;
·
-Обеспечение координации усилий всех участников
воспитательного процесса в организации
профилактической работы по предупреждению
безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Целевые группы:
· педагоги;
· родители;
· учащиеся начальной школы;
· §учащиеся средней школы;
· учащиеся старшей школы.
Основные принципы, на которых
основывается программа.
1. Принцип ориентированности на целевую и возрастную группу: материал и формы работы ориентированы на то, какой целевой (родители, педагоги, дети) или возрастной (учащиеся начальной, средней или старшей школы) группе он предназначается.
2. Принцип доступности.
3. Принцип непрерывности: мероприятия профилактического цикла проводятся ежегодно.
4. Принцип конфиденциальности: информация о участниках программы, полученная в ходе реализации программы без разрешения не используется (то же касается продуктов деятельности участников)
5. Принцип своевременности: означает стремление к более раннему выявлению семейного неблагополучия, предотвратить серьезные отклонения в жизни семьи и ребенка, не дать им перерасти в асоциальные, противоправные формы.
6. Принцип гуманизма: который отражает направленность на достижение семейного благополучия, защиту прав и интересов ребенка, акцент на предупреждение.
Основные направления
реализации программы.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
В соответствии
с Федеральным законом № 120 от 21.03.1999 г. «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят: комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защиты
населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства;
органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы
занятости; органы внутренних дел.
Программа предусматривает объединение усилий всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проведение мероприятий по нравственному воспитанию учащихся.
1. Раннее выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Трудоустройство и занятость несовершеннолетних.
4. Расширение форм досуга детей и подростков с максимальным привлечением их к занятиям физической культурой и спортом.
5. Работа по совершенствованию форм внеклассной и внешкольной работы.
6. Привлечение общественности, трудовых коллективов к воздействию на родителей и/или/лиц, заменяющих их, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей.
Ожидаемые результаты.
При выполнении комплекса мероприятий, направленных на правовое просвещение учащихся, проведении программных мероприятий по нравственному воспитанию учащихся, объединении усилий всех организаций, учреждений и служб, заинтересованных в решении проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, возможно:
· создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди подростков;
· обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
· снижение уровня безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
· развитие ответственности у родителей за воспитание, обучение и содержание несовершеннолетних детей;
· частичное решение трудоустройства несовершеннолетних и временная занятость несовершеннолетних;
· привлечение широких слоев детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом, ведению здорового образа жизни;
· повышение эффективности социально-реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками, совершившими противоправные действия.
Нормативная база подпрограммы.
Федеральный уровень: Семейный кодекс РФ, Кодекс РФ «Об
административных правонарушениях» от 30 декабря
Основные понятия:
· несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
· безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
· беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
· несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
· антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
· семья, находящаяся в социально опасном положении — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
· индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
· профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.07.2022
Дата обновления: 05.07.2022
Дата публикации: 29.01.2022