09.02.2022
Воровство детей: «Школьники и
подростки».
О детях, достигших школьного возраста и укравших чужое, не стоит говорить как о
законченных преступниках. Все гораздо сложнее.
Большинство подростков хотя бы 2-3 раза, но совершают противоправные поступки.
Во многих странах до половины магазинных краж, хищений велосипедов и денег из
уличных автоматов совершается детьми, что, впрочем, совсем не мешает им со
временем повзрослеть и стать добропорядочными и законопослушными гражданами.
В 6-7 лет ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он
способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого
все доступные способы. Часто бывает так, что цель, для которой ребенок ворует,
настолько для него важна, что может затмить страх наказания. Например, кража
для привлечения внимания сверстников: у ребенка не складываются отношения со
сверстниками - в школе, во дворе, и
ребенок, не найдя другого решения, может взять деньги и накупить разных сладостей,
угостить всем этим друзей, получив то внимание и признание, которого он так
хотел и ждал. Необходимо работать с причиной - а причина здесь в
несформированности навыков общения, возможно, в низкой самооценке (то есть
получается, что личность ребёнка ценится сверстниками не сама по себе, а только
если у нее что-то есть - вот это ребенку
и нужно объяснить). Так же стоит обсудить тему "дружба",
поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и
пр. - всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобиться, то проиграть
с ним соответствующие ситуации.
Еще одна причина воровства: желание отомстить кому-либо, может проявляться как
во вредительстве ("Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил" -
рассуждает ребёнок), так и в стремлении доставить неприятности близким
("Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене,
пусть попробует в следующий раз не купить!"). То есть и в том и в другом
случае ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с
воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с
помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.
У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с
недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!"
самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно
справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Вот и
получается: ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять
своему "Хочу" совершает кражу. Что делать, если у младшего школьника
недостаточно развита воля? Основная рекомендация в данном случае следующая:
никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще
полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. Начните с
краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не меняйте его
программу, позвольте ребёнку её реализовать. Это самое ценное качество
человека: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.
По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То,
что в раннем детстве - ошибка, случайный эпизод, у подростка (12-15 лет) - уже
осознанный шаг, а то и того хуже - вредная привычка. Но это вовсе не значит,
что тринадцатилетний подросток - конченый человек. Конечно, нельзя оставлять
поступки своих детей без внимания, но нельзя забывать о том, что мотивы
воровства могут быть самыми разными и прежде чем осуждать своего ребёнка,
постарайтесь понять причины. Свершившийся факт еще не вина. Ведь нередки
случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг.
Родители должны знать, что для подростковой среды очень характерны так
называемые "кражи престижа": ребёнка подначивают сверстники,
аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе
или, другими словами "на спор".
В школьном возрасте к уже известным причинам, по которым ребенок ворует
деньги , добавляются причины более свойственные подросткам.
- Ребенок может воровать, чтобы привлечь внимание. В подростковом возрасте
детям очень важно признание и уважение сверстников.
- Ребенок мог попасть в плохую компанию, его могут заставлять воровать деньги у
родителей.
- Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть.
- Некоторые дети воруют ради развлечения. Это часто случается с подростками,
которые воруют, часто делают это ради забавы. Такой тип воровства зачастую
входит в привычку.
Привлекайте вашего ребенка к другим занятиям, которые восполнят их
необходимость в волнении.
- В очень редких случаях мы можем иметь дело с болезнью. Клептомания (от греч.
"klepto" - похищаю,"mania" - безумие) - это психическое
отклонение, проявляющееся в навязчивом "внезапно возникающем влечении к
хищению вещей" - является достаточно редким явлением. Этим заболеванием
страдают около 0,05% людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она
практически не встречается.
Дети, особенно подростки, у которых наблюдаются привычки воровства, аресты за
кражу из магазинов или другие проблемы, должны обратиться к профессионалу
(доктору, психиатру, психологу и т.д.), который специализируется в области
воровства.
Вот еще несколько общих рекомендаций:
1. Не надо сразу ругать и наказывать ребенка за воровство, обзывать его вором и
т.п. Естественно, надо показать, что вы очень расстроены; сказать, что на Ваш
взгляд Вы не заслужили к себе подобного отношения, что Вы всегда относились к
потребностям ребенка с пониманием и по мере возможностей старались, чтобы он не
чувствовал себя чем-то обделенным.
2. Ребенок должен понять, что не смотря на то, что вы не одобряете его
поведение, вы его все равно любите, и хотите вместе с ним решить эту проблему.
3. Чтобы не провоцировать ребенка лишний раз на воровство, все деньги в доме
должны быть под контролем, пересчитаны, и не валяться на видном месте. Ребенок
должен иметь ввиду, что любая пропажа сразу обнаружится.
4. Если он уже достаточно взрослый, то стоило бы чаще привлекать его к работе
по дому, к участию в совместных делах, к труду. Необходимо, чтобы у ребенка
(помимо учебы) был четкий круг его обязанностей, за выполнение которых он
отвечает. Трудно избавить сына или дочь от любви к легким деньгам, но можно
научить его получать удовольствия от проделанной работы, от достижения цели в
результате затраченных усилий.
5. Если причина в желании ребенка обрести признание и уважение сверстников и
подобное поведение ранее не было замечено, то можно предположить, что данное
проявление (воровство денег и раздача их приятелям) связано с личностным
становлением, кризисным периодом, желанием самоутвердиться, возможно, занять
определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками, приятелями...
В этом случае надо помочь ребенка завоевать авторитет другим способом. Если он
физически слаб, то отдать его в спортивную секцию, если плохо успевает по
каким-то предметам, вплотную заняться его учебой. Необходимо в доброжелательной
обстановке объяснить мальчику, что дружбу и уважение за деньги не купишь.
6. Ребенок мог попасть в плохую компанию, его могут заставлять воровать деньги
у родителей. Основная проблема здесь все та же неуверенность в себе и неумение
сказать "нет".
Доказательно и терпеливо поговорите с ребёнком о том, что настоящих друзей в
жизни не так много, а люди, которые "подбивают" к действиям, грозящим
негативными последствиями, в том числе уголовным наказанием, не могут
называться друзьями, и общение с ними нужно прекратить; почитайте вместе с
ребёнком Уголовный кодекс и поговорите о том, не боится ли он уголовного
наказания; вдохновите ребёнка на поиск новых друзей и увлечений.
7. Возможно таким образом ребенок пытается добиться внимания родителей. Воруют
такие дети, как правило, из карманов и кошельков своих же родителей. Им даже
может казаться, что они не просто украли деньги, а отомстили родителям. При
этом такие ребята, как правило, не воруют на улице или в гостях.
Рекомендации в этом случае могут быть такими: не стоит слишком жестко
относиться к ребенку, т.к. постоянные запреты могут дать обратную реакцию. Если
же принять во внимание то, что ребенку не хватает внимания, можно посоветовать
следующее: боритесь с тягой к воровству, переключая ребенка на новые увлечения;
гуляйте и занимайтесь его любимым делом с ним вместе; постарайтесь выделить
время на полноценное общение с ребёнком; дайте ему почувствовать себя частью
семьи (устраивайте семейные ужины, советуйтесь с ребенком и т.д.)
Поговорите с ребенком о том, что сейчас он находится уже в том возрасте, когда
совершается выбор судьбы: он может пойти по дороге успеха или свернуть на
дорогу бед и бесславия. Подумайте вместе о том, к чему может в будущем (к каким
последствиям) привести его поведение сейчас. Но еще раз повторим, что разговор
должен вестись в доброжелательной обстановке, без нравоучений, ребенок должен
видеть, что Вы искренне стараетесь ему помочь, что Вы его не смотря ни на что
любите. Обязательно надо давать возможность ребенку высказаться, но при этом не
комментировать его слова, а просто внимательно его слушать.
В тоже время нет ничего плохо в том, чтобы выдавать ребенку деньги на карманные
расходы. Деньги выдаются с заранее оговоренной периодичностью (например, один
раз в неделю) вне зависимости ни от чего. Ребенок может делать с ними все, что
угодно. Родители не должны требовать отчета и что-то советовать, если ребенок
их об этом сам не попросит. Деньги выдаются строго на обозначенный период, и
никакие дополнительные просьбы не принимаются (если, конечно, речь не идет об
учебниках, экскурсиях и тому подобных "официальных" вещах). А вот
сдачу из магазина (от денег, выданных по-целевому на покупку) аккуратно
принимать "назад в кассу".
Что еще могут сделать родители :
- Три сверх установки должны быть внушены ребенку: "очень хочу, но нельзя,
и я отказываюсь от желаемого", "очень хочу, но стыдно, и я
отказываюсь от желаемого", " очень не хочу, но надо, и я выполняю
требование, требуемое от меня".
- Старайтесь не отчитывать или называть ребенка вором. Как только ребенок
поймет и согласится, что его поведение было неправильным, дайте ему возможности
исправиться.
- Подростки, которые воруют, часто делают это ради забавы. Привлекайте вашего
ребенка к другим занятиям, которые восполнят их необходимость в волнении.
Родителям нужно учитывать еще один тонкий психологический нюанс. В возрасте
11-12 лет подросток даже если хочет, то не может позволить себе выглядеть перед
сверстниками "хорошим и отвечающим за себя" человеком. Засмеют.
Поэтому к деньгам ребенка надо приучать задолго до того, как они попадут ему в
руки. Если вы покупаете вместе с малышом ему подарок или что-то вкусное,
обязательно предложите часть денег выделить на маленький сувенир бабушке, папе
или младшей сестре. Пусть это войдет в практику. Плоды такого воспитания не
заставят себя ждать. Прежде всего, подросток будет приучен думать не только о
себе, расходуя карманные деньги не только на свои нужды, но и покупая что-то
для близких. А ваша благодарность будет подкреплять в нем ощущение себя как
"я - хорошего", "я - великодушного". Вряд ли у такого
ребенка возникнут проблемы с воровством
Разговаривая с ребенком, лучше всего сделать акцент на своих чувствах и
последующих действиях. Например: «Из моего кошелька пропали деньги. Мне больно
думать о том, что их взял кто-то из нашей семьи. Я хочу получить их обратно.
Если этого не случится, всю следующую неделю семья будет, есть одни макароны,
поскольку пропали продуктовые деньги». И если деньги не вернутся, сдержите
обещание. В случае, если родители твердо уверены в вине ребенка (или он сам
признался), можно поговорить о возмещении ущерба: деньги могут быть отработаны.
Либо ребенок лишится обещанной покупки, карманных денег. Это не наказание, а
ответственность за совершенный проступок.
В некоторых семьях дети получают деньги за хорошие отметки или за выполнение
некоторых домашних дел. Психологи, как правило, не рекомендуют оплачивать
оценки и помощь по дому: привыкший к денежному поощрению ребенок очень скоро за
«просто так» может не захотеть учить историю или мыть посуду. Ведь интерес к
учебе или осознание необходимости хозяйственных дел может подмениться
исключительно стремлением к деньгам. Все это не значит, что вообще никак не
надо отмечать успехи сына или дочери в учебе или других делах. Но
предпочтительнее эмоциональное поощрение. Похвала или подарок по случаю
окончания учебного года будет очень кстати - как признание заслуг и трудов
ребенка, как знак внимания к его делам. Хотя есть и положительные примеры :
"Наш Старший сын воровал у нас, врал и не хотел учиться. А просить боялся
почему-то. Скорее всего отца боялся. У него и воровал. У деда воровал. У
бабушки нет, и у меня нет. Потом мы с ней придумали для них затею: моешь посуду
- рубль. Пропылесосил пол - рубль. Пятёрка - 5 рублей. Чётвёрка - 4. Тройка -
3. двойка - штраф. Суммы называю приблизительные.давно это было. Причём были
нарисованы сберкнижки, которые хранились у бабушки. Бабушка им и записывала. А
деньги они получали по первому требованию со счёта своей сберкнижки. Почему
плохо? Нормально. Потом им самим стало всё это смешно, но они просто уже
втянулись в выполнение домашних дел. Стали всё делать без оплаты. Выросли.
Работать начали сразу. Стипендию заработанную каждый складывал в свой кармашек.
Но запросто могли и накупить подарков и нам и друг другу. Но вот что главное из
врунишки, не желавшего учиться, вышел дипломированный спец, с паталогическим
неприятием лжи."
Очень важно быть честными в детьми относительно семейного бюджета. Ведь когда
дети со слезами на глазах упрашивают родителей купить им плеер или кофточку с
капюшоном, а родители говорят им что нет денег - это не всегда правда. Но если
деньги есть - дети не могут об этом не догадываться и потому ждут от родителей
хотя бы честного ответа, не получив который, находят его сами. Вот ведь что
интересно: когда в доме денег действительно нет, дети об этом знают и
выпрашивают редко и самое необходимое.
В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению
к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение
которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что
появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что
вашему ребёнку не хватает любви и внимания.
Воровство детей. Причины
Детское
воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам.
Для любых родителей это, как правило, шок: ребенка ведь в семье никто не учит
воровать, а он вдруг берет чужое…
Такое поведение ребенка воспринимается родными как свидетельство его
неизлечимой аморальности. «У нас в семье никто никогда ничего подобного не
совершал!» — часто слышишь от потрясенных родных. Мало того что такой ребенок
позорит семью, родителям его будущее представляется исключительно криминальным.
Хотя на самом деле в большинстве случаев все не так страшно.
Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка после трех
лет, когда у него начинает развиваться самосознание. Никому и в голову не
придет называть вором двух-трехлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо
вещь. Но чем старше ребенок, тем вероятнее, что подобный его поступок будет
расценен как попытка присвоить чужое, иными словами — как «кража».
Возраст ребенка является в такой ситуации неоспоримым доказательством
осознанности совершаемого, хотя это и не всегда верно. (Известны случаи, когда
дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, они
нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу,
прекрасно сознают, что делают плохо.)
Можно ли, например, считать воришкой пятилетнего мальчика, который, испытывая
огромную симпатию к своей сверстнице, подарил ей все мамины золотые украшения?
Мальчик считал, что эти украшения так же принадлежат ему, как и его маме.
Ошибка ребенка — это родительская ошибка, чего, как правило, не хотят
признавать сами родители. Не объяснили ему вовремя, что хорошо, что плохо, не
откликнулись на его просьбу и раз, и два, не заметили, что стал скрытным и
неразговорчивым (не пристает — и слава Богу!) — ждите рано или поздно “грозы”.
С потребностью, перерастающей в стойкое желание (а это гораздо сильнее, чем
просто потребность) заполучить то, что имеют все его сверстники, ребенку уже не
справиться! И он решит–таки свою проблему —с помощью родителей или без нее…
Причины детского воровства.
Одна из основных причин воровства в среднем и старшем школьном возрасте —
отсутствие у детей денег на карманные расходы. “А зачем они ей? — недовольно
парировала вопрос психолога женщина, чью дочь в классе стали подозревать в
воровстве. — Я сама знаю, что надо моей дочери, и у нее, поверьте, все есть: и
хорошая одежда, и компьютер… Еще и деньги давать? Ну, не хватало!” В том–то и
дело, что девочке той нужен был не компьютер, а дешевенькие конфеты–сосульки,
которые ее одноклассники на переменах покупали в киоске… В каждом возрасте у
детей — свои запросы. В 1—3–х классах всем хочется конфет в красивых обертках,
жвачек, в 3—5–х — разных приставок, дальше — больше (вспомните, кому из нас в
9—10–м классе не хотелось иметь джинсы?). Пусть эти всеобщие интересы и не
всегда на пользу ребенку (вместо конфет и жвачек, конечно, лучше фрукты и
овощи), но родителям все же следует пойти у него “на поводу”. Все эти периоды —
жвачек, приставок и т. д. — быстро проходят, а вот чувство обиды за собственную
ущербность: у всех есть, а у меня нет, — желание обладать чем–то во что бы то
ни стало могут привести к тому, что оставит след на всю жизнь, — краже.
Наиболее
серьезный повод для беспокойства дает ребенок, который периодически крадет
деньги или вещи, принадлежащие его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего
кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки
подобного поведения могут находиться в раннем детстве.
Обычно в процессе разговора с родителями выясняется, что в раннем детстве
ребенок уже совершал кражу, но тогда с ним «разобрались» домашними средствами
(к сожалению, часто очень унизительными для ребенка). И только в подростковом
возрасте, когда воровство начинает выходить за пределы семьи, родители
понимают, что ситуация выходит из-под контроля, и обращаются за помощью к
психологу.
Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей,
показали, что кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.
Мой собственный опыт подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается
эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо
чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и,
хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность
между родителями.
Если
составлять психологический портрет ворующего ребенка, то прежде всего обращает
на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его
открытость. Такой ребенок готов очень много и откровенно рассказывать о себе
(естественно, о кражах в наших разговорах речь не заходила).
Выясняется, какие это неуверенные в себе, уязвимые дети, насколько им
необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких. В этом
основная беда, ведь своим поведением такие дети, наоборот, все дальше и дальше
отталкивают от себя окружающих, настраивают их против себя.
Больше всего родных злит и раздражает, что совершивший проступок ребенок как бы
не понимает, что он сделал, он отпирается и ведет себя как ни в чем не бывало.
Такое его поведение вызывает у взрослых праведный гнев: украл — покайся, проси
прощения, и тогда мы будем пытаться нал отношения.
В результате между ним и близкими вырастает стена, ребенок представляется им
монстром, не способным к раскаянию.
Такие кражи не имеют своей целью ни обогащение, ни месть. Чаще всего ребенок
почти не осознает, что он сделал. На гневный вопрос родных: «Зачем ты это
сделал?», он совершенно искренне отвечает: «Не знаю».
Одного мы не можем понять: кража — крик о помощи, попытка достучаться до нас.
Еще
некоторые психологи утверждают, что причиной детского воровства может быть легкое
отношение родителей к чужому труду (но это уже скорее вопросы психотерапевтов)
или к… мелким деньгам. Когда в доме постоянно разбросаны рубли и родители не
устают повторять, что это не деньги, ребенок вскоре перестает ценить и тысячи.
Он полагает, что все так относятся к деньгам, и потому вытащить у кого–то из
кармана недостающую ему “мелочь” не считает преступлением…
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.07.2022
Дата обновления: 05.07.2022
Дата публикации: 09.02.2022